Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляют узкие специалисты. Проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, психогимнастики и пр. С целью обеспечения комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения обучающихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОО создан психолого-педагогический консилиум (ППк). Председатель ППк – Клочихина Лариса Александровна, старший воспитатель.
Библиотека отсутствует. В групповых комнатах отведено место центру речевого развития, где размещен книжный уголок, в котором подобраны русские народные сказки, сборники малых жанров УНТ, книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями в соответствии с возрастными особенностями детей данной группы.
В детском саду имеется музыкально - спортивный зал. Спортивная площадка на территории детского сада. В каждой возрастной группе оборудованы спортивные центры для развития спортивных способностей детей.
Практические занятия в ДОО проводятся в музыкально-физкультурном зале, кабинетах узких специалистов, спортивной площадке (на территории ДОО), помещениях групп. В каждой группе для этого отведена учебная зона. Учебные зоны оснащены мольбертами, досками, столами и стульми для детей с учетом их роста, дидактическим оборудованием.
В МБДОУ «Д/с № 39» отдельного помещения нет, библиотека детского сада располагается в методическом кабинете и в групповых комнатах. Весь книжный фонд ДОО разделен условно на три части. Он включает в себя: книги и журналы для воспитателя (методическая и справочная литература); репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия; книги для воспитанников; методическая литература размещена по разделам: «Речевое развитие», «Физическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»,«Справочная литература» ( различные энциклопедии, справочники).
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкально-физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастические скамьи, стойки и планки для прыжков, мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. Также оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей групп компенсирующей направленности. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ.
Организация пространства. Двигательная - обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей. Оснащена ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре. Игровая зона оборудована в группе. Обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.
Организация среды. В группах созданы следующие центры:
Центр сенсорного развития– обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
- Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
- Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки.
- Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия:различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм.
Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
- Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», «Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»), картотека пальчиковых игр и др.
- Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений.
Учебно-познавательный центр
- Материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
- Материалы для развития мышления: развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша»,палочки Кюизенера, «Классификация», «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Последовательность событий»; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы; мозаика; набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, и другие; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда - молоток, гаечный ключ, отвёртка; неваляшки; заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления; книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
- Материалы для развития речи и представлений об окружающем: предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи.
- Материалы для формирования учебных навыков. Пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени. Счетный материал (яблоки, груши, листья, морковки, зайцы, мячи, матрешки)мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений.
Предметно-развивающая среда в группах постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: педагоги обеспечены бесплатным доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для работы с обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Федеральные ресурсы
- Газета дошкольное образование http://dob.1september.ru/
- Министерство науки и высшего образования РФ https://minobrnauki.gov.ru/
- Менеджер образования http://www.menobr.ru/
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
- Единое окно доступа к информационным системам http://www.window.edu.ru/
- Федеральный центр ИОР http://fcior.edu.ru/
Региональные ресурсы
- Красноярский край официальный портал http://www.krskstate.ru/
- Министерство образования Красноярского края http://www.krao.ru/
Сайты для педагогов дошкольного образования
- Ассоциация педагогов дошкольного образования http://www.educom.ru/ru/works/preschool/association/
- Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений http://www.resobr.ru
- Менеджер образования: портал информационной поддержки руководителей учреждений дошкольного образования http://www.menobr.ru/products/192/
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель»http://vospitatel.com.ua/
- Образовательный портал «Учёба» раздел Дошкольное воспитание -http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm
- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности ДОУ)http://doshvozrast.ru/index.htm
- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http://doshvozrast.ru/
- Дошкольник. Сайт для всей семьи http://doshkolnik.ru/
- Наши дети. Портал для родителей http://www.nachideti.ru/
- «7 – ая.ru». Всё о детях и семье http://www.7ya.ru/
- Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
Электронные версии журналов:
- Журнал Обруч –http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25
- Журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/
- Журнал Детский сад: теория и практика http://www.editionpress.ru/
- Журнал «Дошкольное образование» (Некоторые статьи доступны для скачивания) http://dob.1september.ru/
- Журнал «Педагогический мир (Раздел «Дошкольное образование») (представлены конспекты занятий) http://pedmir.ru/docs.php?cid=1
В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется.
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – МБДОУ «Д/с № 39» функционирует с 1971 года. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют.